|| последние события || история || старцы || новомученики || песнопения || убиенные ||

 

 

БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ

Беседа 22 октября 1911 г.
На праздник Казанской иконы Божией Матери


Сколько верст от Петербурга до Козельска? Пожалуй, больше тысячи, и это расстояние поезд проезжает в одни сутки! Может быть, впоследствии удастся и на воде устраивать железные дороги, укрепив рельсы на особого рода площадках, и понесутся тогда любители путешествий в Африку, Америку, Австралию... Наука идет вперед большими шагами; если бы нашим отцам или дедам сказали, что люди по телеграфной проволоке научатся говорить на огромное расстояние или, например, переговариваться по телефону, то они не поверили бы и, пожалуй, сочли бы человека, рассказывающего о таких вещах, за сумасшедшего.
Да, действительно, в области разных изобретений мы далеко ушли вперед, но стало ли лучше жить людям? Увы, наоборот, стало еще хуже. В 1884–85 году была в Париже выставка. Ее посетил один профессор Оксфордского университета. Возвратясь домой, он говорил студентам:
– Видел я всевозможные машины, машины на все – только одной, притом простой машины, я не видал, и на мой вопрос, будет ли такая изобретена, дают отрицательный ответ.
– Какая же это машина? – удивленно спросили студенты.
– Машина, делающая счастье, – ответил он. Действительно, счастья нет, т.к. его хотят создать без Христа и горько ошибаются. Вот вы занимаете скромное положение, но имеете веру и любовь ко Господу, а потому и обладаете миром душевным. Теперь многие неверы кричат: “Не нужно нам неба, мы и на земле устроим счастье”. “А болезни?” – “На это доктора”. Хорошие доктора говорят, что медицина отстала, а болезни прогрессируют с удивительной силой. Появляются все новые и новые болезни, и доктора решительно не знают, как лечить. Например, недавно появилась новая болезнь: в костях образуется песок, кость становится хрупкой, в ней делается отверстие и песок высыпается. Отчего это происходит – неизвестно, только больной испытывает адские муки, а медицина безсильна облегчить его страдания. Если приглашают доктора, то не может же он сказать больному: “Я не понимаю вашей болезни”, или – “Вы должны умереть”. Нет, он начинает лечить, как ему Бог поможет!
Нет, не прочное земное счастье, и благо человеку, который за ним не гонится, но возлагает все упование свое на Христа Спасителя. Он не будет посрамлен. Сегодня как раз был у меня человек, которого сильно обмануло счастье: это Евгений Николаевич Погожев , пишущий под псевдонимом “Поселянин”.
Евгений Николаевич происходит из старинного дворянского рода, получил хорошее образование, но сначала был неверующим. Привел его к Господу такой случай: однажды он с тетей собрался в Крым, а та перед этим путешествием захотела побывать у батюшки о.Амвросия.
– Нет уж, тетушка, вы заезжайте, а я вас в Калуге подожду, – решительно заявил он.
– Да почему же? Поедем вместе, мне веселее будет, а к Старцу ты можешь не ходить.
Евгений Николаевич согласился. Приехали. Тетка предлагает ему, не сходит ли он хоть разок к о.Амвросию, но племянник решительно объявляет:
– Нет уж, не просите, к о.Амвросию я ни за что не пойду. Он замучает меня текстами.
Так и не пошел. Тетка же была и рассказала о нем о.Амвросию.
– А нужно бы ему ко мне зайти, – сказал батюшка, передайте ему, что грешный Амвросий просит его зайти к нему на шесть, на десять минут.
Он пошел и вышел от о.Амвросия другим человеком. С тех пор начал посещать Оптину и просился в монастырь, но батюшка возразил:
– Нет, сначала окончите университет, а там я скажу вам, что делать.
По окончании университета Евгений Николаевич приехал к о.Амвросию и спрашивал его, что же теперь ему делать.
– А теперь, – сказал батюшка, – пишите в защиту веры, Церкви и народности.
Погожев – художник в душе, и это отражается на его произведениях.
Прошло несколько лет, о.Амвросий умер, и Евгений Николаевич осиротел. Приезжал он по привычке в Оптину, но ни к кому из Старцев не обращался, т.к. по его словам, никто не мог заменить ему батюшку о.Амвросия. Гребцов много, и хорошие гребцы, а кормчего нет. Правда, был кормчий, который поджидал его к себе, и наверное, беседа с ним принесла бы Евгению Николаевичу большую пользу, это покойный батюшка о.Анатолий  – великий Старец и приемник о.Амвросия, но Погожев не пожелал к нему обратиться. Однажды зашел он ко мне, я тогда был еще послушником. Разговорились мы с ним.
– Вы – идеалист, Евгений Николаевич, – сказал я ему, в миру вам не место, ступайте в монастырь, все равно какой, хотя лучше бы в наш, конечно, где хранятся заветы Старцев. Пять лет пребывали бы послушником, десять лет монахом, пять – иеродиаконом...
– Ну, а потом?
– Потом вы были бы старцем, как о.Амвросий. Вы теперь внешний художник, а тогда сделаетесь внутренним. Вспомните слова Пушкина:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв .
Хотя Пушкин говорил это про поэтов, но эти слова больше относятся к монахам. Поступайте в монастырь и найдете мир и радость души. – Не согласился.
– И в миру можно приносить пользу, – ответил он.
– Да, конечно, можно, но в миру и множество соблазнов. Знаете ли вы историю индийского царевича Иоасафа? Царь Авинир, отец его, устроил сыну великолепный замок и хотел, чтобы сын жил у него в роскоши и неге, беззаботной веселой жизнью. Но старый Варлаам обратил юношу ко Христу, и он совершенно изменился. Отец, желая вернуть сына к язычеству, привез ему красавицу Рояйлю, на которой хотел женить его, но Иоасаф не соблазнился красотою невесты, отверг все удовольствия мира и наследовал Царствие Небесное . Как бы и вас не соблазнила Рояйля во дворце.
Не знаю, отчего я это ему сказал, но через несколько лет я узнал, что Евгений Николаевич женился на дочери одного известного сановника, и великий князь Константин Константинович устроил им во дворце свадьбу. Выбор невесты был неудачен: через полгода они разошлись, и развод скоро кончится. Она была женщина практическая и совсем не понимала его. Скоро они возненавидели друг друга. Я не видел Евгения Николаевича двадцать лет; сегодня он приезжал ко мне. Я говорю ему:
– Кончится развод, поступайте в монастырь, я дам вам келлию, и успокоится душа ваша после всех житейских треволнений.
– Поздно!
– Ко Христу никогда не поздно, Евгений Николаевич, вспомните разбойника, кажется, и жить-то осталось ему несколько минут, а он возопил: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си (Лк. 23, 42) – и спасен! – Задумался. Не знаю, на что решится, а жаль мне его. Полагайтесь во всем на волю Божию; кто жаждет спасения – вопиет ко Христу: спаси меня, Господи, как Ты Сам знаешь. Того Господь спасет.
Расскажу вам страничку из моей жизни. У меня всегда было желание спасения, но окружающие меня люди были равнодушны к вере, опоры найти было не в ком. А между тем мысль говорила мне, что так жить нельзя. Я не знал, на что решиться. Один знакомый инок утешил меня: предайтесь на волю Божию; когда молитесь утром и вечером, всегда говорите: “Имиже веси судьбами спаси меня, Господи” – и спасет”. Так я и молился. Всегда ходил в церковь св. Иоанна Крестителя при монастыре и молился. Туда ходил ко всенощной, а к обедне – в Спасо-Преображенский собор и там у раки свт. Варсонофия молился: “Святый отче Варсонофие, помози мне!” Не знал я, что выбрать. Идти в монастырь боялся, там поклоны да посты: – редька, квас, а я избалован; затем командовать все станут, а я привык к некоторой власти, не выдержать мне. Но Господь все устроил, и я теперь, хотя недостойный, но все же инок. На вид случайно, но, конечно, по Промыслу Божию, узнал я об Оптиной Пустыни и о старце Амвросии, взял отпуск на 28 дней и приехал к нему для решения вопроса, как мне жить. Батюшка Амвросий сказал: “Надо в монастырь идти, но не сейчас, а через два года”, – и дал мне некое послушание, а через два года я поступил в скит Оптиной Пустыни.
Так и вам поможет Господь на вашем жизненном пути. Молитесь Матери Божией. Она будет ходатайствовать за вас и в этой жизни, а по смерти поможет пройти мытарства и достигнуть Царствия Небесного.
Аминь.

назад

                         как доехать до обители........ . . .